;
  •  Главная
  •  Визитная карточка
  •   Герб Казани
  •   Национальные традиции и праздники
  •   Навстречу тысячелетию
  • ;
  •   История города
  •   Топографическое описание города
  •   Казань в прошлом
  •   Казань XX века
  •   Казань сегодня
  •   Прогулки по Казани
  •   Архитектура
  •   Экономика и промышленность
  •   Образование и наука
  •  Литература
  •   Транспорт
  •   Спорт
  •   Средства массовой информации
  •   Информация для туристов
  • Литература

    Истоки татарской литературы восходят к фольклорному наследию и памятникам средневековой тюркской письменной культуры, составляющим общий фонд литературы тюркских народов (С Бакыргани, Ю Баласагуни, М Кашгари, С Югнаки, А.Ясави и др.). Выдающимся памятником культуры Волжской Булгарии является поэма Кул Гали "Кысса-и Йусуф".

    В развитии татарской художественной литературы важное место принадлежит золотоордынскому периоду, представленному такими гуманистическими произведениями, как"Хосров и Ширин" Кутба, "Врата в рай" Махмуда Булгари, "Джумджума-султан" Хисама Кятиба, "Гулистан бит-тюрки", "Сухаиль и Гульдурсун" Саифа Сараи.

    С распадом Золотой Орды основным центром культурной жизни татарского народа стала Казань. В период Казанского ханства развитие татарской литературы связано с творчеством Мухаммедьяра, Умми Камала, Кул Шарифа.

    Падение Казанского ханства (1552 год), тяжелый национальный гнет надолго задержали развитие татарской литературы, обусловили усиление в ней позиций религиозно-суфийских мотивов. Со второй половины XVII века в творчестве Мавля Колыя, Утыза Имяни, А.Каргалыя, X Салихова, Ш.Заки, Г.Чокрыя и других обозначились признаки нового подъема татарской литературы, проявилось стремление создать образ идеального в нравственном отношении человека, осуждались пороки власть имущих, воспевались разум, гуманизм. Доминирующим художественным методом в татарской литературе оставался традиционный восточный романтизм. Со второй половины XIX века татарская литература осваивает новый творческий метод – реализм европейского типа. В этом процессе значительную роль сыграли Г.Кандалый, Акмулла, Я.Емельянов (в поэзии), М.Акъегетзаде, 3.Бигиев, Р.Фахретдин, Ф.Карими (в прозе), Г.Ильяси, Ф.Халиди (в драматургии).

    Начало XX века в истории татарской литературы стало переломным этапом, периодом возникновения и формирования новых направлений и художественных методов. Преобразовывались традиционные жанры, возникали новые, расширялась тематика произведений, усиливались изобразительность, развлекательность, формировалась татарская литературная критика, которая становилась неотъемлемой частью литературно-художественного процесса.

    Мастера слова (Г.Тукай, Ф.Амирхан, М .Гафури, Дэрдменд, Г.Исхаки, Г.Ибрагимов, Г.Камал, Ш.Камал, С.Рамеев, Ш.Бабич, М.Файзи и другие) все более активно использовали опыт и достижения восточной, русской и западно-европейской литератур. После 1917 года литературы народов СССР развивались под воздействием коммунистической идеологии. Тенденциозное отношение к культурному наследию прошлого и национальному литературному творчеству, репрессии 1930-х годов, потери в Великой Отечественной войне 1941-45 годов и ряд других отрицательных факторов заметно ослабили творческий потенциал татарской литературы, видоизменили идейные ориентиры писателей, ограничили их художественные возможности.

    Но и в этих условиях писатели находили силы для реализации исконных задач литературы. В 1920-40 гг. создавали свои произведения Г.Ибрагимов, Ф.Бурнаш, К.Наджми, Х.Такташ, К.Тинчурин, М.Галяу, А.Шамов, Х.Туфан, Г.Кутуй, М.Джалиль, А.Апиш, Ф.Карим, Н.Исанбет и другие. В последующие десятилетия их традиции продолжили Г.Баширов, И.Гази, А.Файзи, Ф.Хусни, М.Амир, С.Баттал, А.Еники, С.Хаким, Н.Арсланов, А.Абсалямов, X.Вахит, А.Расих и другие. С 1960-х гг. расширились возможности для художественного анализа явлений прошлого и современности.

    В обновлении татарской литературы значительную роль сыграла плеяда "шестидесятников" – Р.Тухватуллин, А.Гилязов, Г.Ахунов, Н.Фаттах, А.Баян, Г.Афзал, Ш.Галиев, И.Юзеев, Ш.Хусаинов, которые привнесли в нее злободневные социально-нравственные проблемы. В 1970-80-е гг. активно проявили себя М.Магдеев. Т.Миннуллин, Р.Мухамадиев, М.Хабибуллин, Ш.Бикчурин, М.Хасанов, В.Нуруллин, Р.Файзуллин, Р.Харис, Р.Батулла, Р.Гатауллин, Зульфат, М.Аглямов и другие. В 1990-е гг. усилилось внимание к возрождению многовекового историко-культурного наследия татарского народа. Литературоведение, освобождаясь от идеологизированных методологических принципов, стремится к более разностороннему охвату литературного процесса в целом, научно-объективной оценке художественных явлений и тенденций.

    Г.С.Сабирзянов,заместитель директора Института татарской энциклопедии.

    Hosted by uCoz